Паросские бисквитные куклы.
Паросские куклы – бисквитные куклы с бледными, нежно расписанными в пастельных тонах, неглазурованными лицами и, как правило, с неразделённой головой и плечами. По общему облику похожи на «китайских» кукол, но те делались из глазурованного фарфора. Паросские куклы, обычно блондинки, отличались тонкой нежной росписью лица и голубыми глазами.
Особый бисквит для паросских кукол получается при быстром обжиге фарфоровой массы. Эта технология была изобретена англичанами Уильямом Тэйлором Коуплендом и Томасом Бэттэмом на «Фарфорофой фабрике Коупленда» в 1847 г. Свою продукцию из нового бисквита фабрика рекламировала как «Паросский продукт, скульптурный фарфор, что означает, что он выгпядит как мрамор с Пароса, острова, где добывался греческий и римский мрамор». Отсюда и пошло название «паросские куклы», чьи лица действительно по тону и текстуре напоминают знаменитый своей белизной мрамор (его использовал для своих статуй Пракситель).
Англичане предпочитали делать из такого бисквита статуэтки, но на Лондонской международной выставке (1851 г.) на него обратили внимание тюрингские фабриканты-кукольники, и в 1860-70 гг. немецкие фабрики производили паросских кукол в огромных количествах («А.В.Фр. Кистер», «Альт, Бек и Готтшальк», «Кестнер», «Клинг», «Конта и Бёме», «Симон и Хальбиг», «Хертвиг»). Куклы отличались бесконечным разнообразием причёсок, моделированных и рисованных аксессуаров (для контраста ленты в волосах могли быть избирательно покрыты глазурью); иногда к ним прикладывались настоящие металлические серьги (уши у таких кукол были с дырочками).
Процесс изготовления бисквитной куклы начинался с фарфоровых слепков головы и конечностей. Обожженные (что давало усушку изделия на тридцать процентов), они расписывались и повторно подвергались обжигу. С 1890 года технология значительно упростилась: обжим фарфорового листа поверх матрицы, требовавший скрупулезности и предельной точности, заменили постепенным наращиванием слоев фарфора на матрице путем обливания ее жидкой фарфоровой массой. Туловища оставались деревянными, иногда из папье-маше, композитных материалов или гуттаперчи либо делались кожаными или тканевыми с «начинкой». Конечности соединялись с телом при помощи веревочек, резинок, шарниров, пружин, проволоки. Головы, вначале создаваемые подобно скульптуре, во второй половине ХIХ в. стали резать по диагонали, стесывая заднюю часть и заменяя ее «затылком» из пробки или папье-маше, что позволяло приклеивать парик. Подобная замена дала возможность встраивать различные механизмы для движения глаз. Бисквитные куклы имели ряд неоспоримых преимуществ.
Сама фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утонченность, превращая их в изысканные произведения искусства. Нарядные красавицы, с пробитыми для сережек ушами, пышными прическами, почти сходящимися на переносице тонкими бровями и огромными глазами, завоевывали сердца не только детей, но и взрослых. ). В бисквите создавались лучшие образцы кукол, ныне украшающие частные коллекции и собрания известных музеев.
Особый бисквит для паросских кукол получается при быстром обжиге фарфоровой массы. Эта технология была изобретена англичанами Уильямом Тэйлором Коуплендом и Томасом Бэттэмом на «Фарфорофой фабрике Коупленда» в 1847 г. Свою продукцию из нового бисквита фабрика рекламировала как «Паросский продукт, скульптурный фарфор, что означает, что он выгпядит как мрамор с Пароса, острова, где добывался греческий и римский мрамор». Отсюда и пошло название «паросские куклы», чьи лица действительно по тону и текстуре напоминают знаменитый своей белизной мрамор (его использовал для своих статуй Пракситель).
Процесс изготовления бисквитной куклы начинался с фарфоровых слепков головы и конечностей. Обожженные (что давало усушку изделия на тридцать процентов), они расписывались и повторно подвергались обжигу. С 1890 года технология значительно упростилась: обжим фарфорового листа поверх матрицы, требовавший скрупулезности и предельной точности, заменили постепенным наращиванием слоев фарфора на матрице путем обливания ее жидкой фарфоровой массой. Туловища оставались деревянными, иногда из папье-маше, композитных материалов или гуттаперчи либо делались кожаными или тканевыми с «начинкой». Конечности соединялись с телом при помощи веревочек, резинок, шарниров, пружин, проволоки. Головы, вначале создаваемые подобно скульптуре, во второй половине ХIХ в. стали резать по диагонали, стесывая заднюю часть и заменяя ее «затылком» из пробки или папье-маше, что позволяло приклеивать парик. Подобная замена дала возможность встраивать различные механизмы для движения глаз. Бисквитные куклы имели ряд неоспоримых преимуществ.
Сама фактура бисквита придавала куклам благородную бледность, элегантность, томность и утонченность, превращая их в изысканные произведения искусства. Нарядные красавицы, с пробитыми для сережек ушами, пышными прическами, почти сходящимися на переносице тонкими бровями и огромными глазами, завоевывали сердца не только детей, но и взрослых. ). В бисквите создавались лучшие образцы кукол, ныне украшающие частные коллекции и собрания известных музеев.